Положение по рабочей программе

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы в МУ ДО «ИРЦДО» (далее –
Положение) разработано с учетом:
Законодательных актов:
 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 –
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями, ред. От 02.07.2021)
 Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2020
года);
 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция от
11.06.2021 № 170-ФЗ)
Указов Президента Российской Федерации:
 Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»
 Указа Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации»
 Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Постановлений (Распоряжений) Правительства Российской Федерации
 Концепция развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации // Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 №1726-р
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.215 г. №996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
 Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года
 Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07.12.2018 г., протокол №3)
 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения.
Отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 Нормативных правовых документов и методических рекомендаций
Министерства просвещения Российской Федерации
 Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ //
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями
02.02.2021 г. №38)
 Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018.
№196 (с изм. От 30.09.2020)
 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № м298н “Об утверждении
профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей
и взрослых”.
Методических
рекомендаций
Министерства
просвещения
Российской Федерации
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 “О
направлении информации” (вместе с “Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы”)
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 г. № ВБ - 976/04 “Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий Устава и локальных актов учреждения
(положения, приказы и т.п.) по основным вопросам организации и
осуществления
образовательной
деятельности,
в
том
числе
регламентирующие:
 Правила приема учащихся;
 Режим занятий учащихся;
 Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации учащихся;

 Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления
учащихся;
 Порядок оформления возникновения, приостановления и
прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися
и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся.
1.2. Положение устанавливает единые требования к структуре и
оформлению дополнительной общеразвивающей программы на основе
дифференциации дополнительных общеобразовательных программ (п.2,
ст.75 273-ФЗ), и не должны противоречить Методическим рекомендациям по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая
разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №
09-3242.
1.3. Дополнительные общеразвивающие программы, предназначенные
для детей и молодежи, решают задачи общего развития, разрабатываются и
принимаются к реализации с учётом следующих характерологических
свойств дополнительного образования:

Предоставление обучающемуся преимущественно в возрасте от 5
до 18 лет свободы выбора образовательной области, образовательной
программы, объема учебного материала и темпа его основания;

Обеспечение
прав
ребенка
на
развитие,
личностное
самоопределение и самореализацию;

Расширение
возможностей
удовлетворения
разнообразных
интересов обучающихся и их семей в сфере образования;

Развитие дополнительного персонального образования как ресурса
мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству;

Отсутствие
образовательных
стандартов
(содержание
дополнительного образования определяется в не ограниченном
образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека);

Направленность содержания на развитие у обучающихся мотивации
к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого
потенциала личности, ее образовательной активности;

Деятельностный характер образовательного процесса, его
направленность на организацию социального опыта обучающегося,
формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности;

Отсутствие сравнения достижений одного обучающегося с
достижениями другого;


Сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с
обучающимися.
1.4. Дополнительная общеразвивающая программа (далее-Программа) это нормативно-управленческий документ, отражающий содержание
дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей
дополнительного образования и представляющий комплекс средств
воспитания, обучения, развития обучающихся, реализуемый на основе
имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с
материальным заказом.
1.5. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются
педагогами дополнительного образования самостоятельно с учетом
нормативных документов, санитарных норм, требования современной
педагогической науки (п.1.1).
1.6 Разработка образовательных программ осуществляется путем
осуществления двух процессов: проектирование + конструирование: структура
Программы составлена в определенной последовательности взаимосвязанных
ее частей, содержание оформляется в учебном плане, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся”
(п.22 ст.2 273-ФЗ).
1.7. Основные понятия, используемые в Положении:
 Программа - комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы; пояснительная записка, цель, задачи,
ожидаемые результаты, учебный план, содержание; комплекс организационнопедагогических условий, который представлен в виде календарного учебного
графика, условий реализации программы, форм аттестации, оценочных и
методических материалов, списка литературы и других источников;
 Проектирование принято рассматривать как процесс построения общей
схемы образовательной программы, а конструирование - как более детальную
проработку этой схемы, как конкретизацию всех деталей с учетом реальных
условий и современной ситуации.
 Учебный план - документ, который определяет перечень учебных
предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности по теоретическим и
практическим часам с общим объемом часовой нагрузки на каждый год
обучения.
 Направленность образования - ориентация образовательной программы
на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее
предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной

деятельности обучающегося и требования к результатам освоения
дополнительной общеразвивающей программы (п.25, ст. 2 273-ФЗ). Виды
деятельности могут быть следующих направленностей (пр.196, п.9):
Технической,
естественно-научной,
физкультурно-спортивной,
художественной, туристко-краеведческой, социально-гуманитарной (п.9
приказа №533 от 30.09.2020 г.).
 Содержание образования в объединениях Центра должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных
отношений, обучающимися независимо от расовой, национальной, этнической,
религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся
на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей
обучающихся, формирование и развитие его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
1.8. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы
строится на следующих основаниях:
 Свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и форм
дополнительного образования возрастным индивидуальным особенностям
обучающихся;
 Вариативность,
гибкость
и
мобильность
дополнительных
общеразвивающих программ;
 Ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
 Творческий
и
продуктивный
характер
дополнительных
общеразвивающих программ.
1.9. Программы основываются на отечественных психологопедагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе,
обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом
индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей
и здоровья обучающихся.
1.10 В МУ ДО “ИРЦДО” реализуются преимущественно
модифицированные дополнительные общеразвивающие программы с
элементами авторства (обладающая актуальностью, оригинальностью и
новизной) в разделах: проектная деятельность, творческие мастерские,
режиссерско-постановочная работа и др. Адаптированные с учетом
психофизических данных на основе модулей.
Модифицированные программы - это программы в основу которой,
положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная
другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной

организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
1.11. Диагностические средства, используемые для выявления
результатов, также разнообразны, и отражают заинтересованность всех
субъектов образовательной деятельности в получении адекватной картины ее
результативности - и со стороны педагога, и со стороны администрации, и со
стороны родителей. Могут быть использованы как методы известных авторов,
так и методы, разработанные самими педагогами самостоятельно.
1.12. Педагогические работники имеют право на:
 Творческую инициативу, разработку и применение авторских программ
и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной
программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
 Участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных
планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов
образовательных программ (п. 3,5 ст.47 273-ФЗ).
1.14 По срокам реализации, Программы подразделяются с учетом
уровней сложностей: годичные программы от 72-216 часов/год, двухтрехгодичные от 144-216 часов, долгосрочные от 3-5 лет могут варьироваться
от 72-216 часов с учетом модуля творчества дополнительно 36часов в год.
1.15 МУ ДО “ИРЦДО” вправе выдать лицам, освоившим
дополнительные общеразвивающие программы, документы об обучении в
соответствии с образцом и в порядке, которые установлены организацией (п.15,
ст.60 273-ФЗ).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ.
2.1 Содержание и материал дополнительной общеразвивающей
программы должны быть организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
“Стартовый”. Предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные
общеразвивающие программы с количеством часов: 72 часа (2 часа в неделю),
144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю). Срок реализации: 1
год, 2 года. Возраст: 5-18 лет (разновозрастной). К стартовому уровню
относятся адаптированные программы по обучению обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов с количеством
часов в учебный год - 72 часа (2 часа в неделю). Занятия могут быть
организованы как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально,
на дому и дистанционно.
“Базовый уровень”. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины
в
рамках
содержательно-тематического
направления
программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 144 часа
(4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю). Срок реализации: от 1 года до 3
лет. Возраст: 8-18 лет (разновозрастной).
“Продвинутый уровень”. Предполагает использование форм организации
материала,
обеспечивающих
доступ
к
сложным
(возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержания программы и доступ к около профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 144 часа
(4 часа в неделю), 216 часов (6часов в неделю).
Срок реализации от 3-5 лет. Возраст: 5-18 лет (разновозрастной).
2.2
Структура
дополнительной
общеразвивающей
программы,
соответствующая требованиям Федерального закона РФ “Об образовании в
Российской Федерации” №273 от 29.12.2012 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы включая
следующие структурные элементы:
 Титульный лист;
 Комплекс основных характеристик программы;
 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации.
Титульный лист программы (лат. Titulus - “надпись, заглавие”) - первая станица
предваряющая текст программы и служащая источником библиографической
информации, необходимой для идентификации документов - наименование
учредителя, образовательной организации, гриф “Принято” (Принята на
заседании педагогического совета, дата, протокол №), “Утверждаю” с
указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа, название программы,
направленность, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации,
уровень программы (стартовый, базовый, продвинутый, предпрофильный,
ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки.

Второй лист предназначен для рекомендации методическим советом о
рецензировании программы и датам корректировки.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы с указанием
нормативно-правовых документов):

Актуальность программы - своевременность, современность
предполагаемой программы;

Вид программы и отличительные особенности - характерные
свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты;

Направленность программы - ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющие ее предметное содержание;

Адресат программы с указанием возраста - характеристика
учащихся, на которых рассчитана данная программа, их возрастные
особенности, иные психолого-педагогические характеристики с учетом вида
творчества;

Объем программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы;

Срок освоения программы - определяется содержанием программы
количества недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

Формы обучения - очная, очно-заочная, заочная, дистанционная;

Виды занятий - групповые, мелкогрупповые , индивидуальные;

Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
 Цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат;
должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
 Задачи - это тактика, те конкретные этапы реализации программы,
суммарным выражением которых и является поставленная цель. При
формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
обучающие, воспитательные, развивающие.
 Ожидаемые результаты - совокупность знаний, умений и навыков,
личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных
результатов, приобретаемых обучающимися по завершении освоения
программы;
 Уровневая дифференциация - психолого-педагогический аспект,
обеспечение усвоения учебного материала в зоне ближайшего развития

обучающегося на основе особенностей его субъектного опыта по уровням:
стартового(репродуктивного),
базового(продуктивного),
продвинутого(творческого);
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1
1.1



1.2


Итого:

 Способы и формы проверки результатов - оценочные средства и методы,
позволяющие контролировать достижение заявленных результатов.
Содержание программы
 Учебно-тематический план содержит название разделов и тем
программы, количество теоретических и практических часов, формы
аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
“Название программы”
___________ уровень ( год)
Учебно-тематический план
 Расширенный календарно-тематический план разрабатывается в
форме таблицы по часам, с учетом даты и тем проведения учебных занятий,
формы контроля обучения
 Содержание учебно-тематического плана реферативное описание
разделов и тем программы в соответствии с последовательностью заданной
учебно-тематическим планом, включая описание теоретической и практической
частей форм контроля.
Комплекс организационно-педагогических условий
 Календарный учебный график - это составная часть дополнительной,
общеразвивающей
программы,
являющейся
комплексом
основных
характеристик образования и определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, дату начала и окончания учебных периодов/этапов;
календарный учебный график является обязательным приложением к

дополнительной общеразвивающей программе и составляется для каждой
группы (ФЗ №273, ст.2 п.92; ст.47 п.5);
 Условия реализации программы - описание методов и приемов работы в
соответствии с особенностями содержания и обучающихся, материально техническое обеспечение (помещение, площадки, оборудование, приборы);
информационные и иные ресурсы;
 Формы аттестации на основе критериев оценочных материалов;
показатели качества реализации программы и методики;
 Методические материалы - методы обучения, формы организации
образовательной деятельности, педагогические технологии с указанием
авторов, дидактические материалы;
 Список литературы - выключает основную и дополнительную учебную
литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания,
тестов); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).

3. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и
принимается на педагогическом совете, утверждается директором Учреждения.
3.2 На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении и
принятии программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф
об утверждении программы директора.
3.3 Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу вносятся с
учетом результатов мониторинга качества реализации программы, последних
изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов.
Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру
рассмотрения, согласования и утверждения.
3.4 Экспертиза и утверждение вновь разработанных и откорректированных
дополнительных общеразвивающих программ проводится до 20 октября 2023 года.
В случае принятия на работу нового педагога в течение учебного года его
образовательная программа рассматривается на учебно-методическом совете и
утверждается на педсовете.
3.5 Только после утверждения дополнительной общеразвивающей программы
директором Учреждения она может считается полноценным нормативно-правовым
документом и включается в учебный план Учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».