I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы в МУ ДО «ИРЦДО» (далее –
Положение) разработано с учетом:
Законодательных актов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 –
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями, ред. От 02.07.2021)
Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2020
года);
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция от
11.06.2021 № 170-ФЗ)
Указов Президента Российской Федерации:
Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»
Указа Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации»
Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Постановлений (Распоряжений) Правительства Российской Федерации
Концепция развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации // Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 №1726-р
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.215 г. №996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07.12.2018 г., протокол №3)
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения.
Отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 Нормативных правовых документов и методических рекомендаций
Министерства просвещения Российской Федерации
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ //
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями
02.02.2021 г. №38)
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018.
№196 (с изм. От 30.09.2020)
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № м298н “Об утверждении
профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей
и взрослых”.
Методических
рекомендаций
Министерства
просвещения
Российской Федерации
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 “О
направлении информации” (вместе с “Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы”)
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 г. № ВБ - 976/04 “Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий Устава и локальных актов учреждения
(положения, приказы и т.п.) по основным вопросам организации и
осуществления
образовательной
деятельности,
в
том
числе
регламентирующие:
Правила приема учащихся;
Режим занятий учащихся;
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации учащихся;
Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления
учащихся;
Порядок оформления возникновения, приостановления и
прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися
и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся.
1.2. Положение устанавливает единые требования к структуре и
оформлению дополнительной общеразвивающей программы на основе
дифференциации дополнительных общеобразовательных программ (п.2,
ст.75 273-ФЗ), и не должны противоречить Методическим рекомендациям по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая
разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №
09-3242.
1.3. Дополнительные общеразвивающие программы, предназначенные
для детей и молодежи, решают задачи общего развития, разрабатываются и
принимаются к реализации с учётом следующих характерологических
свойств дополнительного образования:
Предоставление обучающемуся преимущественно в возрасте от 5
до 18 лет свободы выбора образовательной области, образовательной
программы, объема учебного материала и темпа его основания;
Обеспечение
прав
ребенка
на
развитие,
личностное
самоопределение и самореализацию;
Расширение
возможностей
удовлетворения
разнообразных
интересов обучающихся и их семей в сфере образования;
Развитие дополнительного персонального образования как ресурса
мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству;
Отсутствие
образовательных
стандартов
(содержание
дополнительного образования определяется в не ограниченном
образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека);
Направленность содержания на развитие у обучающихся мотивации
к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого
потенциала личности, ее образовательной активности;
Деятельностный характер образовательного процесса, его
направленность на организацию социального опыта обучающегося,
формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности;
Отсутствие сравнения достижений одного обучающегося с
достижениями другого;
Сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с
обучающимися.
1.4. Дополнительная общеразвивающая программа (далее-Программа) это нормативно-управленческий документ, отражающий содержание
дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей
дополнительного образования и представляющий комплекс средств
воспитания, обучения, развития обучающихся, реализуемый на основе
имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с
материальным заказом.
1.5. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются
педагогами дополнительного образования самостоятельно с учетом
нормативных документов, санитарных норм, требования современной
педагогической науки (п.1.1).
1.6 Разработка образовательных программ осуществляется путем
осуществления двух процессов: проектирование + конструирование: структура
Программы составлена в определенной последовательности взаимосвязанных
ее частей, содержание оформляется в учебном плане, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся”
(п.22 ст.2 273-ФЗ).
1.7. Основные понятия, используемые в Положении:
Программа - комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы; пояснительная записка, цель, задачи,
ожидаемые результаты, учебный план, содержание; комплекс организационнопедагогических условий, который представлен в виде календарного учебного
графика, условий реализации программы, форм аттестации, оценочных и
методических материалов, списка литературы и других источников;
Проектирование принято рассматривать как процесс построения общей
схемы образовательной программы, а конструирование - как более детальную
проработку этой схемы, как конкретизацию всех деталей с учетом реальных
условий и современной ситуации.
Учебный план - документ, который определяет перечень учебных
предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности по теоретическим и
практическим часам с общим объемом часовой нагрузки на каждый год
обучения.
Направленность образования - ориентация образовательной программы
на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее
предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной
деятельности обучающегося и требования к результатам освоения
дополнительной общеразвивающей программы (п.25, ст. 2 273-ФЗ). Виды
деятельности могут быть следующих направленностей (пр.196, п.9):
Технической,
естественно-научной,
физкультурно-спортивной,
художественной, туристко-краеведческой, социально-гуманитарной (п.9
приказа №533 от 30.09.2020 г.).
Содержание образования в объединениях Центра должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных
отношений, обучающимися независимо от расовой, национальной, этнической,
религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся
на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей
обучающихся, формирование и развитие его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
1.8. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы
строится на следующих основаниях:
Свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и форм
дополнительного образования возрастным индивидуальным особенностям
обучающихся;
Вариативность,
гибкость
и
мобильность
дополнительных
общеразвивающих программ;
Ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
Творческий
и
продуктивный
характер
дополнительных
общеразвивающих программ.
1.9. Программы основываются на отечественных психологопедагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе,
обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом
индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей
и здоровья обучающихся.
1.10 В МУ ДО “ИРЦДО” реализуются преимущественно
модифицированные дополнительные общеразвивающие программы с
элементами авторства (обладающая актуальностью, оригинальностью и
новизной) в разделах: проектная деятельность, творческие мастерские,
режиссерско-постановочная работа и др. Адаптированные с учетом
психофизических данных на основе модулей.
Модифицированные программы - это программы в основу которой,
положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная
другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
1.11. Диагностические средства, используемые для выявления
результатов, также разнообразны, и отражают заинтересованность всех
субъектов образовательной деятельности в получении адекватной картины ее
результативности - и со стороны педагога, и со стороны администрации, и со
стороны родителей. Могут быть использованы как методы известных авторов,
так и методы, разработанные самими педагогами самостоятельно.
1.12. Педагогические работники имеют право на:
Творческую инициативу, разработку и применение авторских программ
и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной
программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
Участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных
планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов
образовательных программ (п. 3,5 ст.47 273-ФЗ).
1.14 По срокам реализации, Программы подразделяются с учетом
уровней сложностей: годичные программы от 72-216 часов/год, двухтрехгодичные от 144-216 часов, долгосрочные от 3-5 лет могут варьироваться
от 72-216 часов с учетом модуля творчества дополнительно 36часов в год.
1.15 МУ ДО “ИРЦДО” вправе выдать лицам, освоившим
дополнительные общеразвивающие программы, документы об обучении в
соответствии с образцом и в порядке, которые установлены организацией (п.15,
ст.60 273-ФЗ).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ.
2.1 Содержание и материал дополнительной общеразвивающей
программы должны быть организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
“Стартовый”. Предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные
общеразвивающие программы с количеством часов: 72 часа (2 часа в неделю),
144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю). Срок реализации: 1
год, 2 года. Возраст: 5-18 лет (разновозрастной). К стартовому уровню
относятся адаптированные программы по обучению обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов с количеством
часов в учебный год - 72 часа (2 часа в неделю). Занятия могут быть
организованы как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально,
на дому и дистанционно.
“Базовый уровень”. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины
в
рамках
содержательно-тематического
направления
программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 144 часа
(4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю). Срок реализации: от 1 года до 3
лет. Возраст: 8-18 лет (разновозрастной).
“Продвинутый уровень”. Предполагает использование форм организации
материала,
обеспечивающих
доступ
к
сложным
(возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержания программы и доступ к около профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 144 часа
(4 часа в неделю), 216 часов (6часов в неделю).
Срок реализации от 3-5 лет. Возраст: 5-18 лет (разновозрастной).
2.2
Структура
дополнительной
общеразвивающей
программы,
соответствующая требованиям Федерального закона РФ “Об образовании в
Российской Федерации” №273 от 29.12.2012 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы включая
следующие структурные элементы:
Титульный лист;
Комплекс основных характеристик программы;
Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации.
Титульный лист программы (лат. Titulus - “надпись, заглавие”) - первая станица
предваряющая текст программы и служащая источником библиографической
информации, необходимой для идентификации документов - наименование
учредителя, образовательной организации, гриф “Принято” (Принята на
заседании педагогического совета, дата, протокол №), “Утверждаю” с
указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа, название программы,
направленность, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации,
уровень программы (стартовый, базовый, продвинутый, предпрофильный,
ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки.
Второй лист предназначен для рекомендации методическим советом о
рецензировании программы и датам корректировки.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы с указанием
нормативно-правовых документов):
Актуальность программы - своевременность, современность
предполагаемой программы;
Вид программы и отличительные особенности - характерные
свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты;
Направленность программы - ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющие ее предметное содержание;
Адресат программы с указанием возраста - характеристика
учащихся, на которых рассчитана данная программа, их возрастные
особенности, иные психолого-педагогические характеристики с учетом вида
творчества;
Объем программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы;
Срок освоения программы - определяется содержанием программы
количества недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
Формы обучения - очная, очно-заочная, заочная, дистанционная;
Виды занятий - групповые, мелкогрупповые , индивидуальные;
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат;
должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
Задачи - это тактика, те конкретные этапы реализации программы,
суммарным выражением которых и является поставленная цель. При
формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
обучающие, воспитательные, развивающие.
Ожидаемые результаты - совокупность знаний, умений и навыков,
личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных
результатов, приобретаемых обучающимися по завершении освоения
программы;
Уровневая дифференциация - психолого-педагогический аспект,
обеспечение усвоения учебного материала в зоне ближайшего развития
обучающегося на основе особенностей его субъектного опыта по уровням:
стартового(репродуктивного),
базового(продуктивного),
продвинутого(творческого);
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
1
1.1
1.2
Итого:
Способы и формы проверки результатов - оценочные средства и методы,
позволяющие контролировать достижение заявленных результатов.
Содержание программы
Учебно-тематический план содержит название разделов и тем
программы, количество теоретических и практических часов, формы
аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
“Название программы”
___________ уровень ( год)
Учебно-тематический план
Расширенный календарно-тематический план разрабатывается в
форме таблицы по часам, с учетом даты и тем проведения учебных занятий,
формы контроля обучения
Содержание учебно-тематического плана реферативное описание
разделов и тем программы в соответствии с последовательностью заданной
учебно-тематическим планом, включая описание теоретической и практической
частей форм контроля.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график - это составная часть дополнительной,
общеразвивающей
программы,
являющейся
комплексом
основных
характеристик образования и определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, дату начала и окончания учебных периодов/этапов;
календарный учебный график является обязательным приложением к
дополнительной общеразвивающей программе и составляется для каждой
группы (ФЗ №273, ст.2 п.92; ст.47 п.5);
Условия реализации программы - описание методов и приемов работы в
соответствии с особенностями содержания и обучающихся, материально техническое обеспечение (помещение, площадки, оборудование, приборы);
информационные и иные ресурсы;
Формы аттестации на основе критериев оценочных материалов;
показатели качества реализации программы и методики;
Методические материалы - методы обучения, формы организации
образовательной деятельности, педагогические технологии с указанием
авторов, дидактические материалы;
Список литературы - выключает основную и дополнительную учебную
литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания,
тестов); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).
3. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и
принимается на педагогическом совете, утверждается директором Учреждения.
3.2 На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении и
принятии программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф
об утверждении программы директора.
3.3 Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу вносятся с
учетом результатов мониторинга качества реализации программы, последних
изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов.
Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру
рассмотрения, согласования и утверждения.
3.4 Экспертиза и утверждение вновь разработанных и откорректированных
дополнительных общеразвивающих программ проводится до 20 октября 2023 года.
В случае принятия на работу нового педагога в течение учебного года его
образовательная программа рассматривается на учебно-методическом совете и
утверждается на педсовете.
3.5 Только после утверждения дополнительной общеразвивающей программы
директором Учреждения она может считается полноценным нормативно-правовым
документом и включается в учебный план Учреждения.