Положение по рабочей программе

Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Иволгинский районный центр дополнительного образования»
Согласовано
на заседании
педагогического совета
МУ ДО «ИРЦДО»
протокол №_3 от «_01_»_09 2023 года

УТВЕРЖДАЮ____________
Директор МУДО «ИРЦДО»
Астраханцев С.В.
«__01»_09____2023г.

Положение о дополнительной общеобразовательной,
общеразвивающей программе
I. Общие положения
1.1 Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы в МУ ДО «ИРЦДО» (далее – Положение) разработано с
учетом:
Законодательных актов:
 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, ред. От
02.07.2021)
 Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и
дополнениями от 24 апреля 2020 года);
 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Указов Президента Российской Федерации:
 Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства»
 Указа Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации»
 Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»
Постановлений (Распоряжений) Правительства Российской Федерации
 Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.215 г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
 Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
 Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г.,
протокол №3)

 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Отдыха и
оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
Нормативных правовых документов и методических рекомендаций Министерства
просвещения Российской Федерации
 Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.08.2017 №816
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями 02.02.2021 г. №38)
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018. №196 (с изм. От 30.09.2020)
 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 №м 298н “Об утверждении
профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”.
Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской
Федерации
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 “О направлении
информации” (вместе с “Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы”)
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г. №
ВБ - 976/04 “Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий Устава и локальных актов
учреждения (положения, приказы и т.п.) по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:
 Правила приема учащихся;
 Режим занятий учащихся;
 Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся;
 Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся;
 Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения
отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
1.2. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению
дополнительной
общеразвивающей
программы
на
основе
дифференциации
дополнительных общеобразовательных программ (п.2, ст.75 273-ФЗ), и не должны
противоречить Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); Письмо
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
1.3. Дополнительные общеразвивающие программы, предназначенные для детей и
молодежи, решают задачи общего развития, разрабатываются и принимаются к

реализации с учётом следующих характерологических свойств дополнительного
образования:

Предоставление обучающемуся преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет
свободы выбора образовательной области, образовательной программы, объема учебного
материала и темпа его основания;

Обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;

Расширение возможностей удовлетворения разнообразных интересов
обучающихся и их семей в сфере образования;

Развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству;

Отсутствие образовательных стандартов (содержание дополнительного
образования определяется в не ограниченном образовательными стандартами
пространстве жизнедеятельности человека);

Направленность содержания на развитие у обучающихся мотивации к
познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала
личности, ее образовательной активности;

Деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на
организацию социального опыта обучающегося, формирование социальной мобильности,
адаптивности, ответственности;

Отсутствие сравнения достижений одного обучающегося с достижениями
другого;

Сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися.
1.4. Дополнительная общеразвивающая программа (далее-Программа) - это
нормативно-управленческий документ, отражающий содержание дополнительного
образования, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и
представляющий комплекс средств воспитания, обучения, развития обучающихся,
реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с
материальным заказом.
1.5. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются педагогами
дополнительного образования самостоятельно с учетом нормативных документов,
санитарных норм, требования современной педагогической науки (п.1.1).
1.6 Разработка образовательных программ осуществляется путем осуществления двух
процессов: проектирование + конструирование: структура Программы составлена в
определенной последовательности взаимосвязанных ее частей, содержание оформляется в
учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся” (п.22
ст.2 273-ФЗ).
1.7. Основные понятия, используемые в Положении:
 Программа - комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы; пояснительная записка, цель, задачи, ожидаемые результаты, учебный план,
содержание; комплекс организационно-педагогических условий, который представлен в виде
календарного учебного графика, условий реализации программы, форм аттестации,
оценочных и методических материалов, списка литературы и других источников;

 Проектирование принято рассматривать как процесс построения общей схемы
образовательной программы, а конструирование - как более детальную проработку этой
схемы, как конкретизацию всех деталей с учетом реальных условий и современной ситуации.
 Учебный план - документ, который определяет перечень учебных предметов
(дисциплин), иных видов учебной деятельности по теоретическим и практическим часам с
общим объемом часовой нагрузки на каждый год обучения.
 Направленность образования - ориентация образовательной программы на
конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметнотематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и
требования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы (п.25, ст.
2 273-ФЗ). Виды деятельности могут быть следующих направленностей (пр.196, п.9):
Технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристкокраеведческой, социально-гуманитарной (п.9 приказа №533 от 30.09.2020 г.).
 Содержание образования в объединениях Центра должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений,
обучающимися независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и
социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений,
обеспечивать развитие способностей обучающихся, формирование и развитие его личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
1.8. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы строится на
следующих основаниях:
 Свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и форм
дополнительного образования возрастным индивидуальным особенностям обучающихся;
 Вариативность, гибкость и мобильность дополнительных общеразвивающих
программ;
 Ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
 Творческий и продуктивный характер дополнительных общеразвивающих программ.
1.9. Программы основываются на отечественных психолого-педагогических идеях, а
именно
на
системно-деятельностном
подходе,
обеспечивающем
построение
образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических,
физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
1.10 В МУ ДО “ИРЦДО” реализуются преимущественно модифицированные
дополнительные общеразвивающие программы с элементами авторства (обладающая
актуальностью, оригинальностью и новизной) в разделах: проектная деятельность,
творческие мастерские, режиссерско-постановочная работа и др. Адаптированные с учетом
психофизических данных на основе модулей.
Модифицированные программы - это программы в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но
измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня
подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов.
1.11. Диагностические средства, используемые для выявления результатов, также
разнообразны, и отражают заинтересованность всех субъектов образовательной

деятельности в получении адекватной картины ее результативности - и со стороны педагога,
и со стороны администрации, и со стороны родителей. Могут быть использованы как методы
известных авторов, так и методы, разработанные самими педагогами самостоятельно.
1.12. Педагогические работники имеют право на:
 Творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
 Участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов,
календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
методических материалов и иных компонентов образовательных программ (п. 3,5 ст.47 273ФЗ).
1.14 По срокам реализации, Программы подразделяются с учетом уровней
сложностей: годичные программы от 72-216 часов/год, двух-трехгодичные от 144-216 часов,
долгосрочные от 3-5 лет могут варьироваться от 72-216 часов с учетом модуля творчества
дополнительно 36часов в год.
1.15 МУ ДО “ИРЦДО” вправе выдать лицам, освоившим дополнительные
общеразвивающие программы, документы об обучении в соответствии с образцом и в
порядке, которые установлены организацией (п.15, ст.60 273-ФЗ).
2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы.
2.1 Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы должны
быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями
сложности:
“Стартовый”. Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы. Дополнительные общеразвивающие программы с
количеством часов: 72 часа (2 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в
неделю). Срок реализации: 1 год, 2 года. Возраст: 5-18 лет (разновозрастной). К стартовому
уровню относятся адаптированные программы по обучению обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и детей - инвалидов с количеством часов в учебный год - 72 часа (2
часа в неделю). Занятия могут быть организованы как совместно с другими обучающимися,
так и индивидуально, на дому и дистанционно.
“Базовый уровень”. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы. Дополнительные общеразвивающие
программы с количеством часов: 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю).
Срок реализации: от 1 года до 3 лет. Возраст: 8-18 лет (разновозрастной).
“Продвинутый уровень”. Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное
изучение содержания программы и доступ к около профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 144 часа (4 часа в
неделю), 216 часов (6часов в неделю).

Срок реализации от 3-5 лет. Возраст: 5-18 лет (разновозрастной).
2.2 Структура дополнительной общеразвивающей программы, соответствующая
требованиям Федерального закона РФ “Об образовании в Российской Федерации” №273 от
29.12.2012 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы включая следующие
структурные элементы:
 Титульный лист;
 Комплекс основных характеристик программы;
 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
Титульный лист программы (лат. Titulus - “надпись, заглавие”) - первая станица
предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации,
необходимой для идентификации документов - наименование учредителя, образовательной
организации, гриф “Принято” (Принята на заседании педагогического совета, дата, протокол
№), “Утверждаю” с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа, название
программы, направленность, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации,
уровень программы (стартовый, базовый, продвинутый, предпрофильный, ФИО, должность
разработчика(ов) программы, город и год ее разработки.
Второй лист предназначен для рекомендации методическим советом о рецензировании
программы и датам корректировки.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы с указанием нормативноправовых документов):

Актуальность программы - своевременность, современность предполагаемой
программы;

Вид программы и отличительные особенности - характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты;

Направленность программы - ориентация образовательной программы на
конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметное
содержание;

Адресат программы с указанием возраста - характеристика учащихся, на
которых рассчитана данная программа, их возрастные особенности, иные психологопедагогические характеристики с учетом вида творчества;

Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы;

Срок освоения программы - определяется содержанием программы количества
недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

Формы обучения - очная, очно-заочная, заочная, дистанционная;

Виды занятий - групповые, мелкогрупповые , индивидуальные;

Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
 Цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна,
конкретна, перспективна, реальна, значима;
 Задачи - это тактика, те конкретные этапы реализации программы, суммарным
выражением которых и является поставленная цель. При формулировании задач можно
воспользоваться следующей их классификацией: обучающие, воспитательные, развивающие.

 Ожидаемые результаты - совокупность знаний, умений и навыков, личностных
качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов,
приобретаемых обучающимися по завершении освоения программы;
 Уровневая дифференциация - психолого-педагогический аспект, обеспечение
№
п/п

Название
темы

раздела, Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1
1.1



1.2


Итого:

усвоения учебного материала в зоне ближайшего развития обучающегося на основе
особенностей его субъектного опыта по уровням: стартового(репродуктивного),
базового(продуктивного), продвинутого(творческого);
 Способы и формы проверки результатов - оценочные средства и методы,
позволяющие контролировать достижение заявленных результатов.
Содержание программы
 Учебно-тематический план содержит название разделов и тем программы, количество
теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в
табличной форме;
“Название программы”
___________ уровень ( год)
Учебно-тематический план
 Расширенный календарно-тематический план разрабатывается в форме таблицы
по часам, с учетом даты и тем проведения учебных занятий, формы контроля обучения
 Содержание учебно-тематического плана реферативное описание разделов и
тем программы в соответствии с последовательностью заданной учебно-тематическим
планом, включая описание теоретической и практической частей форм контроля.
Комплекс организационно-педагогических условий
 Календарный учебный график - это составная часть дополнительной,
общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных характеристик
образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, дату
начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является
обязательным приложением к дополнительной общеразвивающей программе и составляется
для каждой группы (ФЗ №273, ст.2 п.92; ст.47 п.5);
 Условия реализации программы - описание методов и приемов работы в соответствии
с особенностями содержания и обучающихся, материально - техническое обеспечение
(помещение, площадки, оборудование, приборы); информационные и иные ресурсы;

 Формы аттестации на основе критериев оценочных материалов; показатели качества
реализации программы и методики;
 Методические материалы - методы обучения, формы организации образовательной
деятельности, педагогические технологии с указанием авторов, дидактические материалы;
 Список литературы - выключает основную и дополнительную учебную литературу
(учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов); наглядный
материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).

3. Порядок принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей
программы
3.1 Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и принимается на
педагогическом совете, утверждается директором Учреждения.
3.2 На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении и принятии
программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении
программы директора.
3.3 Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу вносятся с учетом
результатов мониторинга качества реализации программы, последних изменений в
законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения
в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения.
3.4 Экспертиза и утверждение вновь разработанных и откорректированных
дополнительных общеразвивающих программ проводится до 20 октября 2023 года. В случае
принятия на работу нового педагога в течение учебного года его образовательная программа
рассматривается на учебно-методическом совете и утверждается на педсовете.
3.5 Только после утверждения дополнительной общеразвивающей программы директором
Учреждения она может считается полноценным нормативно-правовым документом и включается
в учебный план Учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».